вторник, 20 ноября 2012 г.

Ущелья Крита. Ущелье Патсос (св. Адониса)

Ущелье Патсос, известное так же как ущелье св. Антония (Адониса). Уже одного названия мне хватило, чтобы отправиться в путь. Когда ещё сын сможет побывать в месте, носящем имя святого тёзки.

Добраться до ущелья нетрудно. Расстояние - немногим более 100 км, однако у нас этот путь занял 2 часа. Из Ираклеона едешь до Ретимно, а там сворачиваешь на юг в сторону Агиа Галини. Слегка не доезжая до Спили (о, сколько раз мы транзитом проезжали это место), находишь перекрёсток с указателем на Каринес. Нам туда. Неспешно минуешь Каринес, зорко оглядываясь вокруг, ищешь указатели на Патсос. Ключевое слово здесь Gorge или φαράγγι, что означает ущелье. Немножко покружив по горным серпантинам, подъезжаешь к таверне Дримос. Стоп, дальше идём пешком.

Таверна нас не сильно интересует. А вот ослика можно рассмотреть поподробнее. Работяга, катает посетителей за деньги. А погладить можно бесплатно.
 Недалеко от ослика отыскиваем вход в ущелье. Пока всё культурно и цивилизованно, ворота, указатели и даже скамейки присутствуют.
Пройдя пару сотен метров, натыкаемся на уютную площадку для отдыха. В тени древних дуплистых платанов стоят деревянные столы со скамьями, отличное место для перекуса перед марш-броском в ущелье.
А рядом - вход в пещеру св. Антония, храму, созданному самой природой. К пещере-храму приходят люди, помолится и свечку поставить. Интересно, что несмотря на отсутствие служителей, все желающие могут поставить свечку. Вязанка со свечами лежит тут же. И никто денег не требует, просто пожертвуй сколько можешь. Так же можно приобрести иконку с ликом святого. Большая - за 5 ЕврО, маленькая - за 3. Иконки лежат тут же на столе, а деньги надо опустить в большую чугунную копилку для пожертвований. Доверие.

А неугомонные археологи доказали, что место было священным во все времена, только поклонялись тогда другим богам.
От пещеры начинается спуск в ущелье. Вырубленные в каменистой почве и укреплённые брёвнышками ступеньки очень кстати, спуск достаточно крутой. Брёвнышки поддерживаются стальными арматуринами, забитыми вертикально вниз. Безусловно, надёжное крепление, однако нужно быть очень осторожным, чтобы в треккинговом запале не пропороть себе ноги о незамеченные железяки. Видно, сборщики металлолома до Греции не добрались.

Надо заметить, что большая часть маршрута проходит в тени деревьев, что очень кстати. Преодолевать горные препятствия под палящим солнцем - это испытание для всяких Беров Гриллзов, мы к ним не относимся. А в тени - очень комфортно и не жарко, и кроме того, можно приезжать хоть в полдень, всё равно не сгоришь.
Время от времени мы выходим на непокрытые лесом участки, где сразу становится видно, что мы действительно в ущелье, а вокруг реальные горы. Одна из скал напоминает профиль какого-то мифического чудовища. А может это падший титан, проигравший свою последнюю битву.
Вскоре удобные ступеньки кончаются, и мы начинаем бодро скакать по камням в направлении деревянного моста. Камни огромные, скакать прикольно.

Под мостом замечаем группу иностранных туристов и их экскурсовода. С интересом прислушался. Экскурсовод вкратце пересказывает подопечным легенды, почти по Куну. Однако далее вести группу он совершенно не собирается. Непонятно, зачем их было вообще сюда тащить, ведь самое интересное - дальше.

Устав подслушивать лекцию экскурсовода, смело спускаемся вниз
И форсируем мост. Как оказалось, мост - своеобразная граница между цивилизацией и дикими, непокорёнными местами. За мостом трэккерам приходится надеяться только на свои силы, находчивость и ловкость.
Большинство ущелий на Крите - это русла горных рек, пересыхающих в сухой сезон. Патсос не исключение, река пересохла, но в некоторых наиболее глубоких местах осталась вода. А в ней - мириады лягушек. Лягушки пугливые, не контакт идти отказываются.

Всё ущелье представляет собой нагромождение валунов разных форм и размеров.  Мы отважно скачем, аки горные козы, с валуна на валун.
Однако, иногда каменистый путь резко обрывается в прямом смысле этого слова. Куда идти - непонятно, перед тобой глубокий обрыв. Самое правильное в этой ситуации - внимательно осмотреть окрестности,  ибо где-то поблизости должна быть подсказка. Обычно это просто пятно краски на камне, обозначающее самое удобное место спуска или подъёма.

В особо опасных местах по по горной стене натянуты канаты, незаменимое подспорье. Вот так я и шёл, одной рукой вцепившись в канат, другой в сына. На самом деле, достаточно опасное место для детей, родитель обязан быть предельно осторожным и постоянно страховать своего отпрыска
Ну и вездесущие фиговые деревья. Плодов, к сожалению, немного, видимо, каменистое дно ущелья не может дать дереву достаточно питательных веществ. Зато хоть тень отбрасывают.

Отдохнув пару минут на относительно гладком участке тропы, продолжаем штурм.

Вскоре опять начинаются тропы вдоль обрыва, где лишь канат даёт чувство уверенности.
А ещё через несколько минут нас обогнала пожилая пара. Бодрый седой дедок и поджарая бабушка резво обогнали нас на одном из безопасных участков и скрылись за поворотом ущелья.  Не прошло и четверти часа, как мы вновь наткнулись на эту пару. Вон они, сидят невдалеке на скале.

Пожилая пара весело и споро точила бутеры. Мы вежливо поздоровались, старички с улыбкой поинтересовалась нашим настроением. Оказывается, это немецкие пенсионеры, которые самозабвенному выращиванию моркови на родном огороде предпочитают открывать новые горизонты. "Мы уже второй раз проходим это ущелье. Оно великолепно! 3 года назад, правда, всё дно было покрыто водой. А сегодня - сухо, благодать. Так что, молодёжь, радуйтесь, вы даже ног не замочили" - рассказывал дедок. "Мы дальше не пойдём. Метров через 300 ущелье заканчивается, всё интересное осталось позади. Перекусим - и обратно."- поделилась с нами бабуля. Мы попрощались с опытными треккерами и пошли дальше. Приятно видеть людей, которые не стареют даже на пенсии.
А ноги всё-таки пришлось слегка помочить. На последнем этапе приходится форсировать небольшой ручей.
Ущелье оканчивается дамбой. Было любопытно, что же ждёт пытливого кэмпера за дамбой. Однако, дальнейший путь закрыт колючей проволокой. Ладно, намёк понят, в другой раз.
Передохнув и перекусив, отправились в обратный путь. Дорога назад идёт  в гору, однако она кажется куда проще спуска по ущелью. Преграды в виде огромных валунов преодолеваются легко и непринуждённо, и даже обрывистые скалы больше не кажутся такими опасными.

Ночевать мы решили в палатке, на южном побережье. Вот тут. Но об этом пляже - в другой раз.
Немного статистики.
Общая протяжённость маршрута - где-то 1,5 км. в одну сторону.
Время в пути - 1ч.40м. вниз по ущелью, и где-то  1ч.10м. обратно. Время  зависит от того, насколько вы пугливы и как долго будете любоваться окружающими пейзажами.
Не советую соваться в ущелье после дождей, очень рискованно. Так же маршрут не годится для маленьких детей.
Удобная обувь необходима. В шлёпках тут делать нечего. Как минимум - треккинговые сандалии.

Ну, и напоследок, ещё несколько фотографий из ущелья св. Адониса.